Вечера памяти выдающегося луганчанина Михаила Матусовского проводятся в Музее истории и культуры Луганска ежегодно. Не стал исключением и этот год. Вечер памяти знаменитого земляка, автора текста, пожалуй, самой известной русскоязычной песни «Подмосковные вечера» был приурочен и к 98-й годовщине со дня рождения писателя, и к 218-летию города Луганска.
Выступление Ольги Приколоты
- У каждого поэта, как у каждого большого мастера в каком-либо деле, наверняка есть некий особый секрет, благодаря которому творения надолго переживают творцов, - сказала в своем выступлении директор музея Ольга Приколота. – Секретом Михаила Матусовского, кроме его колоссального таланта, можно считать энциклопедическую образованность, незаурядный интеллект. Немногие знают, что Матусовский – кандидат филологических наук, защитил диссертацию по древнерусской литературе. Он был превосходным знатоком иконописи, читал много научной литературы, его интересы и жажда знаний были практически безграничными. Наверное, в том и секрет гениальности простых и лиричных стихов Матусовского: каждая строчка в них – плод серьезнейшей внутренней работы автора.
Немало говорилось и о Матусовском как о человеке высочайшей нравственности. Он остался патриотом Луганска даже при том, что практически весь период его жизни в городе был весьма не безоблачным. Отец поэта, Лев Матусовский, знаменитый луганский фотограф, работавший в собственном фотоателье, был «лишенцем»: с 1918 по 1936 год (почти весь период жизни Михаила Матусовского в Луганске) представители «свободных профессий» (в современной терминологии – самозанятые работники) были лишены избирательного права, как и ряд других категорий граждан (крестьяне-единоличники, священнослужители, бывшие сотрудники полиции царской Росии, частные торговцы, люди, живущие от сдачи в аренду имущества…). Детям «лишенцев» было очень тяжело получить даже среднее образование, а высшее – почти нереально. Такие семьи могли лишить жилплощади или заставить потесниться, им не выдавали продуктовые карточки.
- Лев Матусовский как фотограф выполнял заказы Окружного исполкома, которые никогда не оплачивались, то есть сотрудничал с Советской властью, - рассказала луганский краевед Анна Драй. – Причем, ему оказывалось особое доверие. Именно Лев Матусовский 15 апреля 1925 года сделал для издания комитета «Геть злочиннiсть» знаменитый снимок, на котором пурпурный бант с Орденом Трудового Красного Знамени, вручённый Луганску, переходит из рук зампреда Реввоенсовета Союза Климента Ворошилова и «всеукраинского старосты» Григория Петровского в руки председателя Луганского горисполкома Третьякова. «…И мне посчастливилось быть свидетелем этого события. Тогда ведь еще было мало городов, награжденных орденами, и орден Красного Знамени был для нас святыней», - вспоминал об этом Михаил Матусовский. Тем не менее, Льву Матусовскому было отказано в снижении арендной платы за помещение фотоателье (он платил ежемесячно 170 рублей при примерно 250-рублевом заработке). Отказали ему и в снижении платы за обучение сына, Михаила, в индустриальной профшколе. Каждые полгода Лев Матусовский должен был проходить утомительную и унизительную процедуру продления лицензии частнопрактикующего фотографа. Ни в чем не было никаких послаблений, несмотря на то, что человек, повторюсь, поддерживал Советскую власть, много делал для нее. Потому нетрудно представить, как жилось этой семье – и в материальном плане, и в моральном. Тем не менее, Михаил Матусовский при столь нерадостных воспоминаниях о жизни в Луганске остался его патриотом, написал множество теплых стихов о родном городе. Кстати, первая его песня, «Вернулся я на родину», - о Луганске. Оставил он ценнейшие и прекрасно написанные воспоминания о жизни в Луганске – «Семейный альбом». Поэт никогда не стеснялся того, что он из провинции. Наоборот, даже гордился тем, что он - луганчанин и земляк великого Владимира Даля, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка».
Увы, сейчас дом на улице Ленина, где располагалось фотоателье Льва Матусовского, изменился до неузнаваемости и пребывает в ужасном состоянии. Там нет даже мемориальной доски. Увы, так и не было восстановлено еврейское кладбище, на котором похоронили Эсфирь Михайловну, мать поэта. В 70-е годы, узнав, что оно фактически превращено в свалку, Матусовский написал гневное письмо в Луганский обком партии с требованием привести кладбище в порядок. Заявил, что если этого не будет сделано, даст зарок никогда не приезжать в Луганск. Единственное, что власти сделали для знаменитого земляка, нашли могилу его матери и перезахоронили на действовавшем кладбище. Эта история нашла отклик и в творчестве поэта. «Еврейское кладбище в Луганске» - единственное стихотворение Матусовского о родном городе, пронизанное негодованием, болью и горечью. Кстати, и опубликовано оно в книге, названной «Горечь», - последнем прижизненном сборнике поэта.
Но, к счастью, нельзя сказать, что семья Матусовских, неразрывно связанная с историей Луганска, забыта.
- В Музее истории и культуры города Луганска, - рассказала Ольга Приколота, - создана постоянная экспозиция, посвящённая Льву Моисеевичу Матусовскому, где представлены предметы из его фотомастерской: подлинное зеркало, кресло, тёмно-зелёный занавес (любимый цвет фотографа), фотоаппарат фирмы «Carl Zeiss», а также хранятся фотографии: как самого Льва Моисеевича, так и изготовленные мастером. У некоторых предметов из этой экспозиции очень интересная история. Например, старинное зеркало наши сотрудники случайно обнаружили в одной из семей, и поначалу не знали, кому оно принадлежало ранее. Музей решил приобрести зеркало. Когда спросили об истории этого предмета, его тогдашняя владелица сказала: «Это зеркало в 1954 году продал моему отцу Лев Моисеевич Матусовский, когда после смерти жены переезжал к сыну в Москву». Такое вот почти мистическое совпадение было. Кстати, не могу не упомянуть и о еще одном чудесном совпадении, связанном с Матусовским: музей наш находится в здании, где располагалась индустриальная профшкола (позже — техникум гражданского и промышленного строительства) как раз в то время, когда там учился Михаил Матусовский.
Научный сотрудник музея Александр Люлько рассказал, что недавно в коллекцию поступили две фотографии, сделанные Львом Матусовским:
- Фотографии эти ценны тем, что сохранились надписи, сделанные на них, может быть, рукой самого фотографа. Это – какие-то расчеты, не исключено, что – цены. Будем разбираться. Возможно, получим новую интересную информацию о жизни нашей знаменитой семьи.
На вечере памяти Михаила Матусовского выступили луганские поэты. Они рассказали о собственном восприятии творчества Михаила Матусовского, а также прочли новые стихи. Со своим творчеством собравшихся познакомили Иван Чалый, Татьяна Забуга-Ларина и член редколлегии литературно-художественного альманаха «Крылья» Вячеслав Гусаков.
Преподаватель Луганской государственной академии культуры и искусств Виктория Щокина, которой аккомпанировал на фортепиано ее коллега Юрий Простак, исполнила наиболее известные песни на стихи знаменитого луганчанина.