Светлана Сеничкина
На пороге в дивный новый мир
Недавно я наткнулась в соцсети на обсуждение очередной антироссийской глупости, которую разместила на своей странице Ксения Собчак. К тому, что она несет исключительно прозападный бред, не имеющий отношения к реальности, все вроде бы уже привыкли. Но меня зацепил один из комментариев о том, что она, мол, теперь «яжмать» и это всё объясняет. Как некое общее место, аргумент, не требующий других доказательств.
Мем «яжмать» – это собирательный образ, который очень активно тиражируется в Интернете. Образ этот предстает в двух вариациях. Первый – молодая мать с маленьким ребенком. Крайне агрессивная, считающая, что мир вращается вокруг её чада и неё самой, требующая к себе постоянного внимания, помощи. В бесчисленных «реальных» историях, гуляющих по сети, такие «яжматери» без конца орут на всех, толкаются, отбирают что-то и объясняют свои действия именно материнством. Вторая версия – «совковые» и деспотичные матери подростков. Так же агрессивны, так же чего-то постоянно требуют, но уже от своих собственных детей. Причем именно последние и пишут в сети эти «реальные» истории тирании и гнобления. Нетрудно понять, на кого ориентирован этот образ и кто способствует его популярности в Интернете. Это подростки и молодые люди, еще не имеющие семьи и детей.
Вторая вариация «яжматери» вполне укладывается в традиционный конфликт поколений, конфликт отцов и детей, где родители в глазах детей неизбежно предстают отсталыми, консервативными и ничего не смыслящими в современной жизни. Причем у нынешнего поколения одним из самых ходовых противопоставлений оказывается «совковый – несовковый». Ничего нового во всех этих жалобах на матерей-деспотов нет, разве только масштаб стенаний изменился: раньше жаловались друзьям-ровесникам, а теперь – всей мировой паутине. Да и последствий тоже особо никаких, поскольку только нытьем всё и ограничивается, ведь сидящие на шее у родителей подростки все равно будут вынуждены подчиниться. Хотя, если намеренно раздувать это противостояние с помощью тех же соцсетей, постоянно подчеркивая отсталость и ограниченность «поколения родителей», то вполне можно получить целую армию легко манипулируемых и крайне деструктивно настроенных навальнят. Чем, собственно, некоторые силы успешно и занимаются.
Но лично меня больше беспокоит первая версия образа «яжматери». Этот карикатурный персонаж старательно укореняет мысль о том, что с рождением ребенка женщина тупеет, становится ограниченней, живет исключительно согласно инстинктам, а не разуму. Само явление материнства высмеивается, выставляется чуть ли не психическим заболеванием. И это – в довольно больших масштабах. Так, только в одной социальной сети «ВКонтакте» на эту тематику существует 310 сообществ, которые преподносятся как юмористические. Самое многочисленное из них насчитывает более 300 тысяч подписчиков. А ещё, кроме «ВК», существуют отдельные сайты подобной «юмористической» направленности. Наверное, я покажусь параноиком или конспирологом, видящим кругом заговоры или хитрые планы, но для меня подобные медийные вещи – это вообще не юмор, не анекдоты и не забавные истории. Это пропаганда. Пропаганда бездетности, пропаганда легкого отношения к жизни, без обязательств и ответственности. Это навязывание безразличного, или хуже того – негативного отношения к беременности, рождению и воспитанию ребенка, к женщине-матери. Подросток, ржущий в сети над историей о «яжматери», не станет уступать место в автобусе молодой маме с ребенком на руках. Он уткнется в телефон с игрой или в ленту соцсети. А чего этой тупой «яжматери» уступать? Понарожают, а потом требуют… А девушка, вскормленная годами подобного «юмора», где-то на подсознании навсегда усвоит: вот родишь, так сразу жизнь кончится, будешь тупая и ограниченная дома сидеть…
Всё это очень сильно напоминает мне роман-антиутопию Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932). Из всех антиутопий ХХ века этот роман оказался, на мой взгляд, самым пророческим. В будущем, которые рисовали авторы ХХ века, и в котором во многом мы уже живем, люди – пешки, объекты манипуляций. Но это манипулирование достигается не лишениями и открытым принуждением, пытками, как изображал Джордж Оруэлл в «1984», не подчинением жизни математически точной логике и дисциплине, как показал Евгений Замятин в «Мы». Нет, самым точным оказался провидческий дар Хаксли. Он показал общество людей поглощенное бесконечным потреблением, погоней за новыми и новыми ощущениями, впечатлениями, вещами. В этом обществе иметь одного полового партнера да ещё и в течение долгого времени – верх неприличия, ну а беременность – это позор. При этом дети выращиваются искусственно, согласно потребностям общества, а семья, традиционный брак изображаются как нечто ужасающее и вредное:
«…господь наш Фрейд первый раскрыл гибельные опасности семейной жизни. Мир кишел отцами – а значит, страданиями; кишел матерями – а значит, извращениями всех сортов, от садизма до целомудрия; кишел братьями, сестрами, дядьями, тетками – кишел помешательствами и самоубийствами…»
«…Семья, единобрачие, любовная романтика. Повсюду исключительность и замкнутость, сосредоточенность влечения на одном предмете; порыв и энергия направлены в узкое русло. А ведь каждый принадлежит всем остальным…»
Конечно, у нас пока еще нет тех технических возможностей, которые изображает Хаксли в романе. Ещё не научились выращивать детей вне лона матери, еще не научились до рождения наделять их нужными интеллектуальными способностями или физической силой, чтоб на всю жизнь определить их кастовую принадлежность. И потому в технологическом плане мир антиутопии Хаксли пока ещё от нас далёк. Но в плане нравственности, образа жизни и мышления – от сегодняшних страниц соцсетей до страниц романа даже не шаг, а всего полшага. От карикатурных историй про «яжмать» до превращения самого слова «мать» в ругательство (как это описывает в романе Хаксли) – совсем недалеко.
Для меня крайне туманны и непонятны мотивы людей, которые старательно тиражируют мем «яжмать» в сети. Наверное, это можно списать на человеческую глупость, на желание посмеяться над другим и тем самым возвысить себя – самый дешёвый и простой способ почувствовать себя лучше другого. А вот конспиролог во мне настойчиво видит в этом один из умелых инструментов превращения мыслящих людей в стадо потребителей. В вечно молодых чайлдфри, которые вбухают свою зарплату в новый айфон, запишутся на очередной гениальный тренинг по векторной психологии и всё так же, ни о чем не задумываясь, побегут дальше по жизни, проматывая ленты соцсетей. Потому что им не надо чувствовать ответственность ни за кого, не надо задумываться – а в каком мире, в какой стране, в каком будущем предстоит жить моему ребенку? И можно жить сегодняшним днем. И никогда не взрослеть.
|