Андрей Чернов
Импульс вдохновения луганских «Крыльев»
В свет вышел очередной, 13-й, номер луганского литературно-художественного альманаха «Крылья», являющегося печатным периодическим изданием Союза писателей Луганской Народной Республики. В номере опубликованы произведения 36 авторов из ЛНР, ДНР, Сербии, Словакии, а также из многих регионов Российской Федерации.
За годы существования «Крылья» стали площадкой интеллектуального взаимодействия писателей различных поколений, принадлежащих, порою, к совершенно несхожим мировоззрениям. Но при всём при этом сохраняется основной вектор развития, исходящий из интеграции культур, свободы творчества, уважения к многообразию.
Всё это не сломила, не пустила по ветру война. Вопреки развязанной Украиной агрессии, информационной войне, редколлегия луганских «Крыльев» сохранила свои традиции и в новых условиях продолжает выпускать литературный альманах. Который даёт развёрнутую панораму культурной и общественной жизни Донбасса и служит инструментом интеграции писателей ЛНР и ДНР в общий литературный процесс Русского мира.
С 2016 года номера луганских «Крыльев» выходят при финансовой поддержке Интернационального Союза писателей (Москва). Луганский альманах был представлен москвичам в одной из библиотек Москвы (2016 год) и в Центральном доме литераторов (2018 год). Сотрудничество редколлегии альманаха и Интернационального Союза писателей продолжается, становится разносторонним.
В 13-м номере «Крыльев» одним из сильнейших разделов можно уверенно назвать поэтический. Здесь читатели найдут многие известные имена. Среди них – живой классик русской литературы Юнна Мориц, представленная в «Крыльях» крупной подборкой стихотворений. Острые и ироничные, порою даже злые, стихотворения Мориц являют собой эффектный симбиоз лирики с публицистикой.
Гражданскую линию русской поэзии продолжают в номере многие авторы, назову лишь некоторых из них – Виктор Куллэ (Москва), Александр Некрот (Луганск), Ирина Горбань (Макеевка), Марсель Салимов (Уфа).
Любопытны поэтические эксперименты-провокации луганского поэта и художника-авангардиста Анатолия Мальцева. Он и в стихах воплощает вполне визуализированные гротескные образы, порою абсурдные и эпатажные, но в своей основе глубоко традиционные для русской поэзии, знавшей и более смелые эксперименты со словом.
Лирическое направление в номере практически всецело принадлежит поэтам-женщинам: Елене Заславской (Луганск), Светлане Сеничкиной (Луганск), Татьяне Васильковской (Луганск), Наталье Макеевой (Москва), Марине Пономаревой (Москва), Татьяне Иванченко (Астрахань). К ним примыкает и сербский поэт Драгана Мрджа (Белград), представившая в сборнике стихотворение, раскрывающее судьбу боснийских беженцев.
Своеобразным мостом между поэтическими вселенными русской и английской поэзии служат переводы на русский сонетов Уильяма Шекспира, выполненные луганским ученым и поэтом Натальей Чекер.
Прозаический раздел не столь представителен по количеству представленных авторов, но не уступает ни разнообразием затрагиваемых тем, ни использованием художественных средств, стилей, приёмов. Большой интерес у читателей вызовет и дерзкий стиль «Семи пар железных башмаков» Александры Окатовой (Москва), и взывающий к рефлексии «Мишка-гармонист» Валерия Цуркана (Сызрань), и проникнутый светлою тоской «В золотистом сиянии» Сергея Прасолова (Луганск). Сердца многих сожмёт грустью короткий рассказ «Пиджак» Ирины Бауэр (Донецк). Много неожиданного при чтении скрывает рассказ с интригующим названием «Чувствователь» Анны Финчем (Словакия).
Всегда редколлегия «Крыльев» особое внимание уделяла формированию разделов, традиционно считающихся «нехудожественными». Нина Ищенко (Луганск) представила свой взгляд на роль Борхеса в мировой культуре. Алексей Полубота (Реутов) в небольшом очерке рассказывает о наследии Николая Тряпкина и необходимости сохранения памяти о нём. Чрезвычайно познавательны короткие очерки известного в Луганске библиофила Якова Смоляренко, посвятившего многие десятилетия изучению миниатюрных изданий на русском языке. Елена Коробкина (Крым) представила прекрасное исследование о раннем периоде жизни и творчества Юлиана Семенова.
Многим ценителям искусства и культуры Донбасса, казачьей старины, будет интересна статья Елены Скляровой (Луганск), посвящённая одному из крупнейших скульпторов Донбасса Николаю Можаеву (1928-2018).
Очередной, 13-й, Взмах луганских «Крыльев» убедительно свидетельствует о напряженной духовной жизни в охваченном войной Донбассе. Здесь под гул артиллерии, в условиях информационной украинской агрессии, экономической блокады, люди продолжают творить, мыслить, созидать. Пример этого – новый номер альманаха. Который, к тому же, свидетельствует о вхождении писателей молодых донбасских республик в литературный процесс России.
|