23 февраля в Центре русской культуры и литературы Луганской областной библиотеки им. М. Горького состоялась встреча-размышление "Экология души и природы", посвящённая 140-летию со дня рождения выдающегося русского писателя Михаила Михайловича Пришвина. Творчество этого прекрасного писателя-философа ценится и любимо читателями, произведения Пришвина включаются в сборники и антологии. Ведущая встречи - известный луганский литературовед, главный редактор альманаха "Крылья" Лариса Черниенко рассказала о творческом становлении Пришвина, его особенном месте в литературном процессе первой половины ХХ века. По мнению Ларисы Черниенко, Пришвин - это настоящий писатель-философ, не философствующий, не симулирующий мудреца, а самый настоящий философ, и произведения его наполнены глубоким смыслом. Философские и мировоззренческие взгляды М. М. Пришвина отразились как в его художественных произведениях, так и в "Дневниках", которые сам писатель считал главной книгой своей жизни. Свои "Дневники" Пришвин вёл на протяжении почти полувека, с 1905 по 1954 год. Последняя запись датируется за несколько дней до смерти писателя, наступившей 16 января 1954 года. В дневниковых записях - наблюдения и размышления думающего русского интеллигента, в них - наблюдения над природой, человеком, самим собой, над временем. А время, в которое жил Пришвин, было необыкновенно трудным для русской культуры и общества. Луганский критик Андрей Чернов считает, что Пришвин - это Сковорода ХХ века, писатель-мыслитель, и его уединённость - это своеобразный уход от мира (суетного света). "Очень жаль, - считает критик, - что в последние годы Пришвина пытаются обозначить как исключительно детского писателя. Да, многие произведения Пришвина имеют большое значение для воспитания ребёнка. Но многие произведения писателя - для зрелых людей." Творчество Михаила Пришвина проникнуто глубоким экологическим смыслом."Для иных природа, - считает писатель, - это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа - это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты". Эти мысли остаются актуальными и по сей день, особенно для нашего промышленного региона, в котором так уверенно вошло в обиходный язык страшное слово "копанка", ставшее символом хищнического отношения к окружающей среде. Так же внимательно, как к природе, Пришвин относился к человеку и обществу. Уже после смерти появилось такое понятие, как "экология души", хотя многие страницы пришвинской прозы посвящены именно экологии человеческих душ. Луганский писатель Юрий Кукурекин поделился мыслями об экологии души, как в творчестве Пришвина, так и в сегодняшнем дне. Пожалуй, не меньшее значение имеет не только состояние окружающей среды, но и состояние психики человека, его душевное спокойствие и уравновешенность. И совершенно прав Пришвин: "Зверь знает всё, но не может сказать. Человек может сказать, но ничего не знает." Луганский библиофил Яков Смоляренко рассказал о первых публикациях дневниковых записей М. Пришвина, о выходе книги "Незабудки" в Вологде. Дневниковые записи писателя долгое время считались неудобными, в них часто содержались мысли, несовместимые с политической системой и идеологией, господствовавшей в то время. Именно поэтому далеко не сразу "Дневники" Михаила Пришвина попали к читателю. Кстати, они до сих пор ещё не опубликованы в полном объёме. После встречи, давшей обильную пищу уму, невозможно не согласиться с Михаилом Михайловичем Пришвиным: "Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя."
|