Крылья




альманах


Теги
Луганск Наталья Романова стихи Поэзия Москва Александр Балтин Геннадий Шалюгин Ялта Анна Надеждина проза Алексей Шолохов Алексей Ликвидов Лариса Черниенко Литературоведение Арсений Тарковский Семен Кирсанов Яков Смоляренко Владимир Маяковский Анатолий Мальцев Сергей Есенин Владимир Даль Андрей Чернов Елена Заславская Ольга Руденко Светлана Сеничкина Елена Настоящая Олег Бишарев Владимир Смоленский Владимир Спектор критика Август Львов донбасс Война Александр Сигида-младший Анна Долгарева альманах Крылья 10-й Взмах Крыльев Сергей Прасолов литература Маргарита Аль Александр Сурнин журнал ЛиФФт музей В. И. Даля Любовь Кульбацкая ЛиФФт алушта Пушкин Александр Ерёменко Павел Беспощадный Русский центр литературный музей Владимира Даля Людмила Гонтарева Краснодон русский мир Алексей Полубота Книжный клуб Виталий Даренский Родная Ладога культура Русская весна ЛНР Андрей Плахов Сергей Ильин Любовь Бондаренко Свердловск забой Александр Лебединский Санкт-Петербург Глеб Бобров альманах Полдень Лидия Сычёва Липецк Александр Пономарев Андрей Новиков Александр Гриценко журнал Берега калининград публицистика Оксана Макасеева Лидия Довыденко 11-й Взмах Крыльев BookAir журнал Родная Ладога михаил матусовский история Славяносербия Андрей Ерёменко Андрей Тимофеев Лидия Рыбалко Патриотизм Борис Горбатов Валентина Владимирова Сербия Галина Березина Леонард Свидовсков Koledniki (1967) Тарас Рыбас Александр Морозов 12-й Взмах Крыльев Антон Свириденко
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 112
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Комменты к текстам
комменты новостей


С праздником весны, дорогие мои! Творчес

Молодцы Луганчане! Республика живет, тво

Прочли сборник на одном дыхании. Благода

Главная » 2018 » Октябрь » 7 » "Чернухинская мадонна": свидетель далекого прошлого
19:56
"Чернухинская мадонна": свидетель далекого прошлого

Андрей Чернов 

«Чернухинская мадонна»: свидетель далекого прошлого 

«Чернухинская мадонна» – уникальная древняя скульптура, которая хранится сейчас в Луганском краеведческом музее. С момента её обнаружения в окрестностях поселка Чернухино в 1971 году и по сей день, эта статуя остаётся единственной половецкой скульптурой, изображающей женщину с ребенком. 

Дешт-и-Кипчак 

Ошибочно представлять Донбасс неким «Диким полем» – почти незаселенным в глубокой древности. Достаточно войти в археологический отдел Луганского краеведческого музея, чтобы воочию увидеть многочисленные свидетельства богатой истории Донбасса – с самых древнейших времен. 
Среди множества древних экспонатов выделяется половецкая статуя, изображающая женщину в богатом половецком наряде, держащую в руках ритуальный сосуд. Казалось бы, что может быть особенного в половецком изваянии? Разве этим удивишь наш степной край? Возле Луганского университета им. Т. Г. Шевченко под открытым небом расположен парк-музей с множеством половецких изваяний. Есть половецкие статуи, или, как их ещё называют, «половецкие бабы», и в других местах, других музеях ЛНР. 
Однако представленная в Луганском краеведческом музее статуя совершенно уникальна. Археологи назвали обнаруженное в 1971 году у поселка Чернухино изваяние «Чернухинской мадонной». С момента обнаружения и по сей день эта статуя – единственная известная ученым половецкая скульптура с ребенком.
Некогда Подонцовье и Донецкий кряж были частью огромного Дешт-и-Кипчак, Поля половецкого, раскинувшегося от реки Дуная до озера Балхаш. С XI века орды половцев (кипчаков) стали соседями Древней Руси. 
Половцы (сами себя они называли «кипчаками») были тюркоязычным народом. Впрочем, называя их словом «народ», не следует забывать о значительной их этнической пестроте. Долгое время считалось, что кипчаки имели монголоидные черты. Однако сейчас многие ученые не безосновательно высказывают предположения о том, что большая часть кипчаков была европеоидами. Этому не противоречат письменные источники, в том числе и русские, которые описывают половцев светловолосыми и рыжими. Необыкновенный портрет древнего половца также был обнаружен в Донбассе, у села Причепиловка Славяносербского района. Это голова из мергеля, лицо изваяно совершенно реалистично, с поразительной реалистичностью. На нас смотрит молодой человек с умным, несколько грустным и задумчивым выражением. Этот скульптурный портрет пролежал в песке и поэтому хорошо сохранился, установлено, что он был раскрашен. Сейчас этот уникальный портрет половца-философа также хранится в Луганском краеведческом музее. 
С момента появления половцев у южных и восточных рубежей Руси они стали силой, с которой русские князья то заключали военные и политические союзы, то вели беспощадные войны. 
Воспетый автором «Слова о полку Игоревом» князь новгород-северский Игорь Святославович перешел в 1185 году со своими войсками Северский Донец и отправился искать себе славы в богатых половецких землях. Князь потерпел сокрушительное поражение, предположительно, на территории современного Донбасса, после чего оказался пленником и до своего побега жил в ставке хана Кончака в самой возвышенной части Донецкого кряжа (сейчас – территория ЛНР). 
Одной из примет обширного Поля половецкого были каменные изваяния, которые устанавливались на курганах. Многие изваяния несут индивидуальные черты. Половецкие скульптуры исполнены в однотипных позах, в традиционной половецкой одежде и с оружием (мужчины), но лицо изваяний явно воспроизводит черты реальных людей. Поэтому можно предположить, что половецкие статуи являлись частью культа предков, были своеобразными родовыми божествами, посвященными наиболее выдающимся представителям своего рода. 
Любопытно, что далеко не во всех местах своих кочевий половцы ставили «каменные бабы» (сами половцы называли их «балбалы»). Поэтому ряд исследователей пришел к выводу, что обычай ставить статуи предкам характерен лишь части половцев, отдельным их народностям или родам. Впрочем, не исключено, что половцы могли создавать в тех местах, где нет удобных месторождений камня, родовые статуи из дерева, которые, конечно же, не сохранились, в отличие от каменных изваяний. 
Особенно большое изобилие половецких статуй расположено в междуречье Днепра и Дона. При этом своеобразным крупным центром производства статуй был Донецкий кряж. 
Судьба многих статуй была печальной. В домонгольский период уже начался постепенный переход половцев в христианство, что повлекло за собой истребление «языческого прошлого». Нашествие монголов, которые захватили все земли Дешт-и-Кипчак, привело к потере половцами своих исконных земель. Захватчики подчинили себе кочевников-половцев, сделав из них ударную силу своих завоевательных походов. 
Половцы не исчезли, предполагают, что они участвовали в этногенезе татар, башкир, ногайцев, казахов, киргизов, каракалпаков, крымских татар, гагаузов и др. И не будем забывать, что половцы в этническом отношении частично повлияли на формирование русского и украинского народов. 
С XVII века Подонцовье и Подонье заселяются русскими. При этом были нередки случаи, когда русские истребляли «языческие идолы». В XVIII веке многие «каменные бабы» на просторах Новороссии были «мобилизованы» в качестве верстовых столбов. 
Как бы там ни было, но сохранилась до наших дней лишь малая часть древних изваяний. Одна из крупнейших коллекций половецких статуй находится на территории Луганщины. 

Загадки «Чернухинской мадонны»

Найденная в разрушенном кургане у поселка Чернухино статуя сразу привлекла к себе внимание специалистов. 
«В 1971 г. у с. Чернухино Перевальского р-на Ворошиловградской обл. в разрушенном кургане обнаружена половецкая каменная статуя, изображающая женскую фигуру, которая хранится сейчас в Ворошиловградском областном краеведческом музее. Она изваяна из твёрдого кварцевого песчаника с вкраплениями крупных зёрен кремня и кварца. Размеры ее 1,3х0,45х0,26 м. Правая часть лица, подбородок, часть правой руки, поверхность спины сбиты. Голова была отколота, но точно соединяется со сколом торса. Несмотря на повреждения, сохранившаяся часть скульптуры даёт нам ясное представление о её первоначальном виде», – так описала статую археолог Любовь Гераськова в опубликованной в 1974 году статье в журнале «Советская археология».
Но совершенно уникальным было то, что на животе статуи был изображен ребенок. Из сохранившихся нескольких сотен статуй половцев не было ни одной с ребенком. Можно было бы предположить, что на изваянии будет мальчик – это было бы абсолютно логичным для воинственных половцев. Но и у ребенка, и у матери выразительно обозначен пол. Значит, древний художник стремился подчеркнуть детородное предназначение женщины и девочки. 

Привлекло внимание специалистов и подробнейшее изображение наряда знатной половчанки. 
«Шапочка-колпачок плотно охватывает голову и украшена по краю широкой лентой, орнаментированной вертикальными насечками. Поверх колпачка надет ещё один головной убор, узким языком спускающийся на лоб и широкой лопастью прикрывающий весь затылок. На затылке к лопасти прикреплена застёжка в виде двух квадратов, а на спине лопасть разделяется на две узкие, заострённые к концам полосы (косы?). От макушки к плечам идут, обрамляя голову, два роговидных украшения. Лицо широкое, с выдающимися скулами. Брови и нос изображены в виде Т-образной фигуры. Рот небольшой, с пухлыми губами. Серьги крупные, круглые, с тремя подвесками. Вокруг шеи — ожерелье из подвесок такого же типа и формы, что и у серёжек. Ниже ожерелья — массивная витая гривна. Статуя изображена в облегающем фигуру кафтане. Рукава кафтана оканчиваются на запястьях узкими манжетами. По плечам и предплечьям проходит плавно изгибающаяся, украшенная полукруглыми фестонами нашивка или «пелерина». Сзади видны зубчатые следы этой «пелерины». По талии кафтан перепоясан широким гладким поясом; ниже талии он спускается тремя фестонами, средний из которых имеет форму овальной лопасти», – описано в статье Гераськовой.
Впрочем, изображение богатого наряда и украшений были не главным замыслом художника. Древний скульптор максимально подчеркнул значение изображенной половчанки – прародительницы, родоначальницы рода. 
«Бёдра обнажены, на ногах сапоги с острыми наколенниками. Грудь, как и у всех женских половецких изваяний, открыта. Под грудью изображён младенец. Ребёнок лежит поперёк живота матери, головой касаясь правой груди, а левой рукой держится за левую грудь. Поза его неестественна для сосущего младенца — он изображён в разворот, лицом к зрителю. Руки у него слишком длинные, ноги наоборот, короткие; на длинном тельце намечены груди и подчёркнут, как и у матери, признак пола. Ребёнок, несомненно, девочка. Руки женщины не касаются ребёнка — они, как этого требовал строгий канон, держат сосуд (очевидно, горшкообразный с выделенными венчиком и донцем). Дно его немного шире горла», – установила Гераськова.
По мнению археолога, тщательность отделки скульптуры свидетельствует, что она относится «к эпохе расцвета половецкого скульптурного искусства». 
Обнаружение «Чернухинской мадонны» показало, насколько ещё мало мы знаем об истории половцев и их верованиях. Что удивительно, ведь они теснейшим образом контактировали с русичами. 
«Статуя, несмотря на сходство с подавляющим большинством половецких изваяний, изображавших женщин, весьма необычна. Не нарушив обязательных канонических законов половецкой ритуальной скульптуры, мастер создал образ матери с ребёнком, своеобразную статую половецкой «мадонны». Изваяние не имеет себе подобных в средневековой кочевнической скульптуре. Находка его открыла новую, неизвестную ранее страницу самобытного половецкого монументального искусства», – заключила Гераськова в 1974 году.
Крупный советский специалист по кочевым народам Средневековья Светлана Плетнёва также обратила пристальное внимание на обнаруженную у Чернухино половецкую статую: «Обнаруженная в разрушенном кургане у с. Чернухино статуя представляет собой единственную пока находку изваяния, изображающего кормящую мать с ребёнком у груди. Несмотря на необычность скульптуры, она, несомненно, половецкая».
Также Плетнёва констатирует, что «статуя женщины с ребёнком несет большую смысловую, вернее, культовую нагрузку». Она приходит к выводу, что обнаруженная статуя может свидетельствовать о сохранении пережитков матриархата у половцев. 
«Статуя женщины с ребёнком позволяет нам поставить вопрос ещё об одном важном факте сохранения у половцев норм матриархальных отношений, а именно о сохранении матрилинейного счета родства. Женщина изображена с обнажённой грудью. К этой груди приник ребёнок — продолжатель рода. Идея покровителя рода, дарующего силы, выражена здесь особенно ярко и отчётливо. Однако ребёнок не мальчик, как того следовало бы ожидать, исходя из тюркского фольклора. Это девочка. Статуя символизирует, очевидно, образ женщины, дающей жизнь и силы женщине же — непосредственной воспроизводительнице рода. Недаром поэтому у грудного младенца так явственно подчёркнуты мастером признаки пола», – считает Светлана Плетнёва.
Известный луганский археолог Константин Красильников предположил, что «Чернухинская мадонна» создана в период наивысшего расцвета половецкого камнерезного искусства, которое наблюдалось накануне вторжения монголов в половецкие степени. Таким образом, он датирует её концом XII – началом XIII веков. 
Правда, совершенно невыясненным остается другое: почему эта статуя не имеет аналогов. Если допустить верность предположения важности изображения «воспроизводительницы рода», то таких статуй (с детьми) должно быть много, во всяком случае – вовсе не единичный случай. 
Так чем же объяснить эту уникальную находку в степях Донецкого кряжа? К сожалению, реальных фактов очень мало. Но можно предположить, что скульптура женщины с девочкой-младенцем может быть связана с конкретным человеком. Половцы создавали свои статуи с явным портретным сходством – т.е., они были портретами реальных людей, значимых для рода. Логично предположить, что «Чернухинская мадонна» также является портретом значимой для рода женщины: матери, жены, дочери кого-либо из ханов половцев. Но если бы это была мать хана, то художник бы изобразил на статуе младенца-мальчика – будущего властителя рода. Значит, жена или дочь? При этом нужно помнить, что эта статуя является уникальной, посвящена, скорее всего, какому-то выдающемуся событию. 
Напомню, что статуя была обнаружена у поселка Чернухина. В древности эти степи – правые притоки Северского Донца – были местами кочевий предков древнего Шарукана, его внука – Кончака. Того самого, который держал в плену воспетого в «Слове о полку Игореве» Игоря Святославича с его сыном Владимиром. Любопытен и такой факт: после бегства Игоря на Русь Кончак совершенно добровольно отпустил к отцу Владимира Игоревича, на тот момент вступившего в брак с дочерью Кончака Свободой (в крещении Настасьей). В знаменитом «Слове» поэтично передан разговор Кончака с ханом Гзаком после бегства Игоря: «Млъвитъ Гзакъ Кончакови: аже соколъ къ гнѣзду летитъ, соколича рострѣляевѣ своими злачеными стрѣлами. Рече Кончакъ ко Гзѣ: аже соколъ къ гнѣзду летитъ, а вѣ соколца опутаевѣ красною дивицею. И рече Гзакъ къ Кончакови: аще его опутаевѣ красною дѣвицею, ни нама будетъ сокольца, ни нама красны дѣвице, то почнутъ наю птици бити въ полѣ Половецкомъ».
Сопоставив эти факты, а также предположительную датировку «Чернухинской мадонны» (конец XII века), можно допустить, что скульптуру воздвиг Кончак в память своей дочери Свободы, уехавшей на далекую Русь с мужем-русичем. Этой скульптурой как-бы подчеркивалась связь половчанки с родом, то, что она остаётся привязанной к родине и роду. Правда, такое предположение не объясняет, почему изваяние изображает половчанку с дочерью. Историческая Свобода Кончаковна уехала с ребенком от Владимира Игоревича, но предполагают, что это сын – Изяслав Владимирович (предположительно, он родился в половецком плену в 1186 году). Впрочем, однозначной уверенность в этом нет. В русских летописях сказано, что Владимир вернулся с женой и «дитятем», т.е. ребенком: «ис половец с кончаковною и створи Игорь свадбу сынови своему и венча его и с детятем».
Как бы там ни было, но «Чернухинская мадонна» продолжает хранить свои неразгаданные секреты, уводящие нас в глубокое прошлое половецкого и русского народов. Может быть, дальнейшее изучение прошлого Донбасса приведет новые поколения исследователей к разгадке этих тайн, к раскрытию полной истории нашего Отечества. 

Просмотров: 564 | Добавил: Эдауш | Теги: публицистика, Андрей Чернов, донбасс, культура, история, Луганск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]