Крылья




альманах


Теги
Александр Балтин Анна Надеждина проза москва Алексей Шолохов Алексей Ликвидов Геннадий Шалюгин ялта Арсений Тарковский литературоведение Семен Кирсанов Яков Смоляренко Анатолий Мальцев Борис Нагорный стихи Олег Бишарев Владимир Смоленский Сергей Есенин Владимир Спектор критика Ольга Руденко Август Львов донбасс Валерий Чекер Лариса Черниенко Елена Настоящая Александр Сурнин Алушта музей В. И. Даля Любовь Кульбацкая Александр Ерёменко Павел Беспощадный Русский центр Александр Сигида-младший литературный музей Владимира Даля Маргарита Аль 10-й Взмах Крыльев Виталий Даренский Андрей Плахов Сергей Ильин Любовь Бондаренко Александр Лебединский Родная Ладога Валентина Ефимовская Валерий Кук Свердловск Владимир Даль Бийск журнал ЛиФФт Алексей Полубота альманах Полдень Валентин Сорокин ЛНР ЛиФФт Книжный клуб Александр Пономарёв Андрей Новиков Александр Гриценко война Русская весна Анна Долгарева Забой Поэзия журнал Берега Калининград Глеб Бобров Елена Заславская 11-й Взмах Крыльев BookAir Михаил Матусовский Санкт-Петербург журнал Родная Ладога Краснодон библиотека Лидия Довыденко Славяносербия Вергунка Липецк Андрей Ерёменко Луганск литература Василий Жуковский Андрей Чернов пушкин Андрей Тимофеев Русский мир Лидия Рыбалко Светлана Сеничкина культура Борис Горбатов Владимир Маяковский патриотизм История публицистика альманах Крылья Наталья Романова Сергей Прасолов Оксана Макасеева Валентина Владимирова Людмила Гонтарева
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 94
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
комменты новостей


С праздником весны, дорогие мои! Творчес...

Молодцы Луганчане! Республика живет, тво...

Прочли сборник на одном дыхании. Благода...

Главная » 2018 » Июль » 19 » Владимир Маяковский и Донбасс
20:02
Владимир Маяковский и Донбасс

Андрей Чернов 

Владимир Маяковский и Донбасс
К 125-летию великого русского поэта В. В. Маяковского 

Владимир Маяковский никогда не избегал жизни. Большой жизнелюб, он всегда с головою нырял в самую гущу событий, не избегая ничего, пусть даже ужасного, шокирующего, отталкивающего. Это его разительно отличало от «эстетствующих» поэтов и художников, которые стремились исключительно к приятному и «красивому» в их понимании.

 

Маяковский вбирал в себя всё, выдавая на гора золото поэзии.

Я, ассенизатор
              и водовоз,
революцией
          мобилизованный и призванный,
ушел на фронт
             из барских садоводств
поэзии —
        бабы капризной.

Да, порою Маяковский совсем «не ласкает» слух, говоря прямо и дерзко, разрывая шаблоны и круша общественный самообман. Но даже в этой дерзости и эпатаже Владимир Маяковский продолжал быть поэтом, предвосхищая современный акционизм.
Но акционизм, если можно так сказать, Маяковского вовсе не сродни современным любителям перформансов и хеппенингов. Ведь эпатаж для Маяковского не был самоцелью. И об этом он вполне исчерпывающе сказал в своей поэме «Во весь голос».
Маяковский стремился всесторонне понять и осознать окружающую действительность, но не только для получения выкристаллизованных знаний о действительности. Маяковский стремился сделать мир лучше, избавить общество от несправедливости и уродств. Именно на это бросил он свой пламенный талант, порою волевым решением наступая на горло собственной песне.
В огромном творческом наследии Владимира Владимировича Маяковского далеко не последнее место занимает Донбасс и пролетариат Донбасса. Это, конечно же, было обусловлено действительностью, к которой так чуток был Маяковский. Ведь Донбасс в начале ХХ века был подлинным сердцем России и нарушение его «работоспособности», конечно же, сказывалось на всей стране. 
Понятно, что хаос Гражданской войны и медленное восстановление хозяйственного уклада в первые годы советской власти нарушили нормальное функционирование Донбасса. Газеты того времени пестрели призывами к шахтёрам Донбасса, Ленин слал в Донбасс телеграммы, а Владимир Маяковский отозвался в 1921 году стихотворением «Сказка для шахтёра-друга». 

Эй, шахтер,
  куда ни глянь,
от тепла
   до света,
даже пища от угля —
от угля все это.
Даже с хлебом будет туго,
если нету угля.
Нету угля —
     нету плуга.

Этому же посвящены несколько плакатов Маяковского в «Окнах РОСТа», созданных им в 1919-1921 годах. 
Звучит Донбасс, правда, вскользь, и в знаменитой «Мистерии-буфф» Маяковского, наделавшей много шума и при первой постановке в 1918, и при второй постановке в 1921 году. 
Прошло несколько лет и Владимир Маяковский решает отправиться в крупную поездку по СССР: не столько показать себя, сколько посмотреть на изменившуюся действительность. 25 июля 1927 года нарком просвещения СССР Анатолий Луначарский выдал Владимиру Маяковскому удостоверение, согласно которому предъявитель документа отправляется в Харьков, Сталино (сейчас Донецк), Луганск, на Кавказ и в Крым для чтения лекций и стихотворений. В поездку на Юг СССР Маяковский отправляется не один: компанию ему составил молодой поэт Семен Кирсанов. 
Известно, что организатором выступлений Маяковского и Кирсанова в Донбассе был Павел Ильич Лавут, уроженец Екатеринославской губернии России. Лавут об этом вояже Маяковского написал книгу «Маяковский едет по Союзу», выдержавшей несколько изданий. О том, насколько интересен Лавут как собеседник, говорит такой факт: Маяковский упомянул его в своей поэме «Хорошо!»:

Мне 
            рассказывал 
                                  тихий еврей,
Павел Ильич Лавут…

В Донбассе Маяковский и Кирсанов выступили не только в Луганске и Донецке. И это не удивительно, ведь Маяковский был не просто столичной знаменитостью, он был своеобразным символом своего времени. Открывая страницы журнала «Забой», выходившего в Донбассе в те годы, мы видим, что поэты индустриального Донбасса были насквозь пронизаны поэтикой футуризма. 
27 и 28 июля Маяковский и Кирсанов выступили в Луганске, в то время по праву считавшимся культурной столицей Донбасса. На сцене бывшего Горно-коммерческого клуба (на этом месте на улице А. С. Пушкина сейчас расположен Луганский Республиканский дворец культуры, ранее – драмтеатр) в первый день Маяковский выступил с докладом «Лицо левой поэзии», а на следующий день – с программой «Всем – всё». Очевидцы этих выступлений писали, что оба выступления имели большой успех и прошли при колоссальном стечении народа. Запомнилась эта встреча с живым классиком русской поэзии и юному Мише Матусовскому (ему было 12 лет).

Клуб в Луганске, в котором в июле 1927 года выступил Владимир Маяковский

Среди старожилов Луганска распространена легенда, согласно которой ночь, проведенная Маяковским в номере гостиницы «Россия» в Луганске привела его к написанию в 1928 году пьесы «Клоп». Правда, никаких письменных подтверждений этой легенде ни у Лавута, ни у Маяковского мы не находим. 
29 июля Маяковский должен был выступить уже в Сталино. Правда, организаторы поездки совершенно не учли донбасских реалий. Ведь в те годы транспортная система в Донбассе была совершенно не развитой, прямого сообщения между Луганском и Сталино не было. А потому Маяковский и Кирсанов сначала окольными путями добрались до Дебальцева, из него – в Ясиноватую, из которой по донбасскому бездорожью потряслись в Сталино на извозчике.
А в это время у цирка «Шапито» в Сталино, где должен был выступить Маяковский, ожидала знаменитых гостей огромная толпа. Шли часы, а Маяковского всё не было. Собравшиеся под брезентовым куполом цирка «Шапито» люди, многие из которых приехали издалека, волновались и шумели.
Но не следует считать, что и Маяковскому было легко. Вот как, почти с чеховским комизмом, описывает путь к цирку в Сталино Лавут: «…Равнодушный возница сообщил, что по дороге бывают случаи ограбления пассажиров. Маяковский приготовил на всякий случай револьвер. Семен Кирсанов тоже вооружился: вынул из кармана допотопный наган, притом незаряженный, и гордо сжал его в руке. Ни наступившая темнота, ни выдуманные извозчиком разбойники не пугали Маяковского. Самым страшным для него было опоздать на вечер. Наконец, сотрясая мостовую, тачанка подкатила к цирку».
И вот, наконец, Маяковский появился на сцене, донецкие рабочие и шахтёры встретили его громом рукоплесканий. Как будто и не было долгих часов ожидания, да ещё и донбасским летом, напоенным жаром степи. Во время выступления пришлось совмещать чтение стихов с агитационной речью. А ведь ещё были и традиционные ответы на записки из зала, на которые Владимир Владимирович отвечал с исключительным остроумием и находчивостью. Выступление продолжалось до двух часов ночи.
Через несколько лет после выступления перед донбасскими шахтёрами, Семён Кирсанов напишет: 

А в цирке – народу тьмущая тьма,
до полночи ждут, ожиданьем томясь,
шахтеры и семьи шахтеров
от десяти до пятидесяти лет.
Народнейших так не встречают актеров,
как встречен шахтерской семьею поэт.

После выступления поэты отправились ночевать в меблированные комнаты (сейчас – на ул. Постышева, 18). Но уже утром Маяковский с Кирсановым наняли частный старенький автомобиль, чтобы попасть в Артемовск. Об этой поездке Маяковский написал сам в статье «Только не воспоминания», опубликованной в том же 1927 году в московском журнале «Новый Леф» № 8-9: 
«В июле этого года я поехал читать стихи в Сталино. Этот растущий город омываем железной дорогой. Станций семь подходят к нему, но каждая не ближе чем на 10-15 верст. После стихов я возвращался мимо отбросных гор через черные поля. Не доезжая Артемовска, лопнула одна камера, проезжая Артемовск, – другая. Шофер снял покрышки и поехал, подпрыгивая, на голом железе колес. Я первый раз видел, чтобы так насиловали технику. С естественной тревогой я спросил шофера: «Что же вы делаете, товарищ?!» Шофер отвечал: «Мы не буржуи, мы как-нибудь по-нашему, по-советскому!..»
К сожалению, слишком многое вызывало «естественную тревогу» у Маяковского в окружающей действительности. Да так, что не хватало на всё ни его остроумия, ни жизнелюбия, ни энергии. Жизнь Владимира Маяковского нелепо оборвалась в 1930 году. Но осталось его удивительное живое слово – для всех думающих и умеющих слышать. Из сегодняшнего дня мы говорим ему строками Марины Цветаевой: 

Превыше крестов и труб,
Крещенный в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ —
Здорово, в веках Владимир!

Просмотров: 70 | Добавил: Лана | Теги: Андрей Чернов, литература, Луганск, Владимир Маяковский, донбасс, Семен Кирсанов | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]