Крылья




альманах


Теги
Луганск Наталья Романова стихи Поэзия Москва Александр Балтин Геннадий Шалюгин Ялта Анна Надеждина проза Алексей Шолохов Алексей Ликвидов Лариса Черниенко Литературоведение Арсений Тарковский Семен Кирсанов Яков Смоляренко Владимир Маяковский Анатолий Мальцев Сергей Есенин Владимир Даль Андрей Чернов Елена Заславская Ольга Руденко Светлана Сеничкина Елена Настоящая Олег Бишарев Владимир Смоленский Владимир Спектор критика Август Львов донбасс Война Александр Сигида-младший Анна Долгарева альманах Крылья 10-й Взмах Крыльев Сергей Прасолов литература Маргарита Аль Александр Сурнин журнал ЛиФФт музей В. И. Даля Любовь Кульбацкая ЛиФФт алушта Пушкин Александр Ерёменко Павел Беспощадный Русский центр литературный музей Владимира Даля Людмила Гонтарева Краснодон русский мир Алексей Полубота Книжный клуб Виталий Даренский Родная Ладога культура Русская весна ЛНР Андрей Плахов Сергей Ильин Любовь Бондаренко Свердловск забой Александр Лебединский Санкт-Петербург Глеб Бобров альманах Полдень Лидия Сычёва Липецк Александр Пономарев Андрей Новиков Александр Гриценко журнал Берега калининград публицистика Оксана Макасеева Лидия Довыденко 11-й Взмах Крыльев BookAir журнал Родная Ладога михаил матусовский история Славяносербия Андрей Ерёменко Андрей Тимофеев Лидия Рыбалко Патриотизм Борис Горбатов Валентина Владимирова Сербия Галина Березина Леонард Свидовсков Koledniki (1967) Тарас Рыбас Александр Морозов 12-й Взмах Крыльев Антон Свириденко
Календарь
«  Март 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 112
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Комменты к текстам
комменты новостей


С праздником весны, дорогие мои! Творчес

Молодцы Луганчане! Республика живет, тво

Прочли сборник на одном дыхании. Благода

Главная » 2019 » Март » 17 » "Тихая" история Марийки
14:34
"Тихая" история Марийки

Андрей Чернов

«Тихая» история Марийки

Мы, луганчане, до обидного мало интересуемся историей родного города. Зато взахлёб приникаем к разного рода «тайнам мадридского двора» – далёкой экзотике. Что в этом? Пренебрежение собою? Неумение видеть сокровенность родной земли?

Мемориальная доска на доме в Луганске, где жил

писатель Т. М. Рыбас

История – это прежде всего судьбы людей, живых участников, а не немых свидетелей событий прошлого. История наполнена не датами, а мыслями, чувствами, мечтами и свершениями, победами и поражениями. И история Луганска состоит не из сухих дат, не из канцелярских выжимок-формулировок. Она наполнена судьбами луганчан – наших сограждан – и прошлых, и нынешних, и грядущих поколений. Да, история – это вечность, где смешиваются, не мешая друг другу, прошлое и настоящее, где в прошлом легко рассмотреть будущее, а в настоящем – лучше, ощутимее увидеть прошлое.
И дело даже не в том, что прошлое – замершее время. Дело в людях, которые, на удивление, не меняются, сколько бы ни проходило столетий. Они всё так же тянутся сквозь свои неизбежные заблуждения к свету, пониманию, счастью. Всё так же любят и ненавидят… И отдают вечности не скупые строки дат и событий, а свою жизнь – всю, без остатка.
Вглядываясь в прошлое Луганска, можно отчётливо – до боли ясно – рассмотреть судьбы луганчан. Они ходили по этим же улицам, так же смеялись, так же целовались и трепетно любили своих детей. И так же больно им было расставаться – с городом, любимыми, жизнью.
Всё это прекрасно понимал Тарас Михайлович Рыбас – удивительной чуткости человек и писатель, создавший ёмкие и честные художественные образы истории Донбасса. Драматичной, трагической – как и вся русская история ХХ века. Людям, угодившим в водоворот величайшей трагедии – Гражданской войны, посвятил Тарас Рыбас свой знаменитый роман «Красный снег». О тех, кто испил чашу бед Великой Отечественной войны, другой роман писателя – «Сын погибшего».
История привлекала Тараса Михайловича не экзотикой или эксцентричностью событий. В событийном вихре Рыбас видел человека во всей его величине. Пусть он и не был вершителем судеб, решающим «винтиком», замахнувшимся на «шаг для всего человечества». В фокусе его внимания – обыкновенный человек. Писатель утверждал: для матери-истории ценен он не меньше, чем кто-то «выдающийся». Именно своей типичностью, своей «плотью от плоти» со временем. Когда Тарас Рыбас выписывал его образ на бумаге, как-то самим собой представало и время – со всеми признаками, чертами, атмосферой. Каждый человек – в эпохе, а эпоха – в каждом человеке, утверждали произведения писателя-гуманиста. История может быть «тихой» в обычном человеке, но он все равно беззаветно и мужественно несет ее груз.

Сборник рассказов Т. М. Рыбаса "Марийка" (Сталино, 1959)

Такой «тихой» историей является небольшой рассказ Тараса Рыбаса «Марийка», увидевший свет ещё в 1950-е годы. Это один из самых «луганских» его рассказов, основанный на материале о днях обороны Луганска в 1919 году.
1919 год – год большого перелома в Гражданской войне, в изматывающем противостоянии, которое чуть было не закончилось гибелью России. Одним из ключевых моментов в войне стала борьба за промышленный Донбасс. О том, насколько важен был Донбасс, можно судить по историческим документам – телеграммам, депешам, письмам, постановлениям и приказам, в которых крупнейшие города Донбасса отмечены как важнейшие стратегические объекты. И среди них – Луганск с его крупнейшим в России патронным заводом.
Борьба за Луганск шла жестокая. С апреля 1919 года город был на осадном положении, выдерживая артиллерийские обстрелы белогвардейцев и изматывающие «окопные» перестрелки.
Именно этим событиям посвятил рассказ Тарас Рыбас, обработав, пережив и осмыслив не сухие факты из официальной «партийной» историографии, но прежде всего воспоминания живых современников обороны. Именно их интонации ощущаются в строках «Марийки» – без пафоса и гипертрофированной парадной «героики».
«Марийка, тринадцатилетняя дочка Прокофия Петренко, рабочего гартмановского завода, вышла из дому с маленьким узелком в руках. В узелке была краюха черного хлеба, кусочек старого сала, луковица, три картофелины и квартовая бутылка с квасом – еда отцу, который уже две недели как не работал на заводе, а сидел в окопе у Иванищева яра и стрелял «по казачьим лампасам», – начинает просто Рыбас.
И перед нами предстают суровый быт осаждённого города, нужда и спокойное мужество рано повзрослевшей девочки-подростка, которая вместо заболевшей матери решила отнести еду отцу прямо в окоп, «на передок», как сказали бы в Донбассе сегодня.
«В пасмурный день звуки разносятся далеко. Ей показалось: почти рядом ухала пушка и трещало что-то так, как будто тут, во дворе, ломали сухие щепки. Р-раз, р-раз!».
Это, кажется, написано не о 1919-м, а о 2014-м: будто и не было ста лет.
И бредёт бедная Марийка под апрельской моросью на краю Гусиновки (многие ли луганчане знают, где находится этот старинный пригород, ныне «вросший» в современный центр города?) до самого Иванищева яра – глубокого оврага, за которым расположены были огневые позиции противников. Её страшат и темноводная Лугань, и выстрелы, и судьба отца. Но она преодолевает и страх, и бездорожье.
Однако всё это – лишь путь к кульминации. В Иванищевом яру она встречает друга отца «дядьку Сорокина», который решает использовать девочку в качестве приманки для отряда белых казаков. Накинув плащ, снятый с убитого казачьего лазутчика, девочка должна подать сигнал для атаки конников. В самый решающий момент – из-за спины Марийки Сорокин откроет огонь из пулемёта. План рискованный и жестокий, но…
«Отец твой простит… Теперь все воюют…», – считает Сорокин.
Страшная в своей правдивости сцена, раскрывающая чудовищную сущность войны, её беспощадность и жестокость. Для войны нет «призывного возраста», как и пулям и снарядам не объяснишь, кого нужно убивать, а кого – нет: они разят всех без разбора.
Тарас Рыбас «авторской милостью» пощадил свою Марийку, отвёл от неё и пули, и клинки – и там, за Иванищевым яром, не пролилась кровь тринадцатилетней девочки.
Марийка – обобщенный образ, который имеет вполне определенные прототипы. Из воспоминаний участников обороны Луганска 1919 года мы знаем, что подростки принимали участие в боевых действиях, рискуя наравне со взрослыми.
«На второй день на передовую пришла вместе с другими четырнадцатилетняя Люба, дочь Степана Иванова. Шел жаркий бой, было много раненых. Люба перевязывала раны нашим товарищам, подносила патроны на линию огня, кормила бойцов», – вспоминал участник боев Н. П. Макаров.
В его воспоминаниях мы находим ряд деталей, которые позволяют предположить, что одним из прототипов Марийки для Тараса Рыбаса и послужила Люба Иванова.
«Белые сначала бросили свои главные силы на левый фланг обороны, им даже удалось добиться временного успеха. Группа кавалерии генерала Шкуро прорвалась и дошла до того места, где теперь расположен кинотеатр «Октябрь». Но тут её встретили пулеметным огнём, и беляки удрали, оставив убитых и раненых», – вспоминал Макаров. Упоминание места – кинотеатр «Октябрь» – указывает на привязку к устью Иванищева яра, которое в то время находилось вблизи здания бывшего машиностроительного колледжа (сейчас – колледж Далевского университета).
При попытке прорыва отряда белогвардейцев Люба Иванова оказалась в самой гуще схватки: «В это время на бруствер окопа выскочила Люба. Сняв свой красный платочек, она высоко подняла его над головой… – Вперёд! – крикнула она». Её импульс передался бойцам, которые пошли в штыковую атаку.
Война страшна своей неизбирательной беспощадностью.
«В схватке, на глазах отца, её изрубили белые конники», – лаконично отметил Николай Макаров.
Но Тарас Рыбас понимал: праведнее и правдивее было оставить Марийку в живых. Пусть не в жизни, а в рассказе. Можно также предположить, что он сознательно не захотел использовать настоящее имя погибшей девочки и выбрал имя матери Христа Девы Марии – также очень символичное, к тому же – одно из самых распространённых женских русских имён.
Почти через сто лет на луганской земле опять стали рваться снаряды, отнимая самое дорогое, что есть в нашей жизни. Светлокрылых ангелов на небе стало еще больше. Наверное, для того, чтобы мы, взрослые, помнили о своей ответственности – перед детьми, нашим прошлым и будущем.

Просмотров: 423 | Добавил: Лана | Теги: литература, Андрей Чернов, Луганск, донбасс, Тарас Рыбас, история | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]