Крылья




альманах


Теги
Наталья Романова стихи Александр Балтин Геннадий Шалюгин Анна Надеждина Алексей Шолохов Алексей Ликвидов ялта Арсений Тарковский Семен Кирсанов литературоведение Владимир Маяковский Яков Смоляренко Анатолий Мальцев Сергей Есенин Борис Нагорный Владимир Даль Ольга Руденко Поэзия Олег Бишарев Владимир Смоленский Елена Заславская критика Август Львов Валерий Чекер Алушта пушкин Любовь Кульбацкая Александр Ерёменко Русский центр Маргарита Аль 10-й Взмах Крыльев Алексей Полубота Виталий Даренский Андрей Плахов Павел Беспощадный литература Александр Лебединский Родная Ладога Валентина Ефимовская Валерий Кук Бийск москва журнал ЛиФФт Сергей Ильин Валентин Сорокин ЛиФФт Книжный клуб Липецк Александр Пономарёв Андрей Новиков Калининград Елена Настоящая Любовь Бондаренко Забой Александр Сурнин Русская весна война Анна Долгарева Александр Сигида-младший Владимир Спектор Лидия Довыденко 11-й Взмах Крыльев BookAir журнал Родная Ладога библиотека Славяносербия Андрей Ерёменко Александр Гриценко литературный музей Владимира Даля культура проза Оксана Макасеева ЛНР Свердловск Светлана Сеничкина Андрей Тимофеев музей В. И. Даля Луганск Лидия Рыбалко патриотизм Борис Горбатов Михаил Матусовский альманах Крылья Лариса Черниенко донбасс Русский мир Андрей Чернов История Сергей Прасолов Санкт-Петербург Валентина Владимирова Людмила Гонтарева Краснодон публицистика Галина Березина альманах Полдень журнал Берега Глеб Бобров Лидия Сычёва
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 96
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
комменты новостей


С праздником весны, дорогие мои! Творчес...

Молодцы Луганчане! Республика живет, тво...

Прочли сборник на одном дыхании. Благода...

Главная » 2017 » Август » 16 » На пороге в дивный новый мир
07:25
На пороге в дивный новый мир

Светлана Сеничкина

На пороге в дивный новый мир

Недавно я наткнулась в соцсети на обсуждение очередной антироссийской глупости, которую разместила на своей странице Ксения Собчак. К тому, что она несет исключительно прозападный бред, не имеющий отношения к реальности, все вроде бы уже привыкли. Но меня зацепил один из комментариев о том, что она, мол, теперь «яжмать» и это всё объясняет. Как некое общее место, аргумент, не требующий других доказательств.

Мем «яжмать» – это собирательный образ, который очень активно тиражируется в Интернете. Образ этот предстает в двух вариациях. Первый – молодая мать с маленьким ребенком. Крайне агрессивная, считающая, что мир вращается вокруг её чада и неё самой, требующая к себе постоянного внимания, помощи. В бесчисленных «реальных» историях, гуляющих по сети, такие «яжматери» без конца орут на всех, толкаются, отбирают что-то и объясняют свои действия именно материнством. Вторая версия – «совковые» и деспотичные матери подростков. Так же агрессивны, так же чего-то постоянно требуют, но уже от своих собственных детей. Причем именно последние и пишут в сети эти «реальные» истории тирании и гнобления. Нетрудно понять, на кого ориентирован этот образ и кто способствует его популярности в Интернете. Это подростки и молодые люди, еще не имеющие семьи и детей.

Вторая вариация «яжматери» вполне укладывается в традиционный конфликт поколений, конфликт отцов и детей, где родители в глазах детей неизбежно предстают отсталыми, консервативными и ничего не смыслящими в современной жизни. Причем у нынешнего поколения одним из самых ходовых противопоставлений оказывается «совковый – несовковый». Ничего нового во всех этих жалобах на матерей-деспотов нет, разве только масштаб стенаний изменился: раньше жаловались друзьям-ровесникам, а теперь – всей мировой паутине. Да и последствий тоже особо никаких, поскольку только нытьем всё и ограничивается, ведь сидящие на шее у родителей подростки все равно будут вынуждены подчиниться. Хотя, если намеренно раздувать это противостояние с помощью тех же соцсетей, постоянно подчеркивая отсталость и ограниченность «поколения родителей», то вполне можно получить целую армию легко манипулируемых и крайне деструктивно настроенных навальнят. Чем, собственно, некоторые силы успешно и занимаются.

Но лично меня больше беспокоит первая версия образа «яжматери». Этот карикатурный персонаж старательно укореняет мысль о том, что с рождением ребенка женщина тупеет, становится ограниченней, живет исключительно согласно инстинктам, а не разуму. Само явление материнства высмеивается, выставляется чуть ли не психическим заболеванием. И это – в довольно больших масштабах. Так, только в одной социальной сети «ВКонтакте» на эту тематику существует 310 сообществ, которые преподносятся как юмористические. Самое многочисленное из них насчитывает более 300 тысяч подписчиков. А ещё, кроме «ВК», существуют отдельные сайты подобной «юмористической» направленности. Наверное, я покажусь параноиком или конспирологом, видящим кругом заговоры или хитрые планы, но для меня подобные медийные вещи – это вообще не юмор, не анекдоты и не забавные истории. Это пропаганда. Пропаганда бездетности, пропаганда легкого отношения к жизни, без обязательств и ответственности. Это навязывание безразличного, или хуже того – негативного отношения к беременности, рождению и воспитанию ребенка, к женщине-матери. Подросток, ржущий в сети над историей о «яжматери», не станет уступать место в автобусе молодой маме с ребенком на руках. Он уткнется в телефон с игрой или в ленту соцсети. А чего этой тупой «яжматери» уступать? Понарожают, а потом требуют… А девушка, вскормленная годами подобного «юмора», где-то на подсознании навсегда усвоит: вот родишь, так сразу жизнь кончится, будешь тупая и ограниченная дома сидеть…

Всё это очень сильно напоминает мне роман-антиутопию Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932). Из всех антиутопий ХХ века этот роман оказался, на мой взгляд, самым пророческим. В будущем, которые рисовали авторы ХХ века, и в котором во многом мы уже живем, люди – пешки, объекты манипуляций. Но это манипулирование достигается не лишениями и открытым принуждением, пытками, как изображал Джордж Оруэлл в «1984», не подчинением жизни математически точной логике и дисциплине, как показал Евгений Замятин в «Мы». Нет, самым точным оказался провидческий дар Хаксли. Он показал общество людей поглощенное бесконечным потреблением, погоней за новыми и новыми ощущениями, впечатлениями, вещами. В этом обществе иметь одного полового партнера да ещё и в течение долгого времени – верх неприличия, ну а беременность – это позор. При этом дети выращиваются искусственно, согласно потребностям общества, а семья, традиционный брак изображаются как нечто ужасающее и вредное:

«…господь наш Фрейд первый раскрыл гибельные опасности семейной жизни. Мир кишел отцами – а значит, страданиями; кишел матерями – а значит, извращениями всех сортов, от садизма до целомудрия; кишел братьями, сестрами, дядьями, тетками – кишел помешательствами и самоубийствами…»

«…Семья, единобрачие, любовная романтика. Повсюду исключительность и замкнутость, сосредоточенность влечения на одном предмете; порыв и энергия направлены в узкое русло. А ведь каждый принадлежит всем остальным…»

Конечно, у нас пока еще нет тех технических возможностей, которые изображает Хаксли в романе. Ещё не научились выращивать детей вне лона матери, еще не научились до рождения наделять их нужными интеллектуальными способностями или физической силой, чтоб на всю жизнь определить их кастовую принадлежность. И потому в технологическом плане мир антиутопии Хаксли пока ещё от нас далёк. Но в плане нравственности, образа жизни и мышления – от сегодняшних страниц соцсетей до страниц романа даже не шаг, а всего полшага. От карикатурных историй про «яжмать» до превращения самого слова «мать» в ругательство (как это описывает в романе Хаксли) – совсем недалеко.

Для меня крайне туманны и непонятны мотивы людей, которые старательно тиражируют мем «яжмать» в сети. Наверное, это можно списать на человеческую глупость, на желание посмеяться над другим и тем самым возвысить себя – самый дешёвый и простой способ почувствовать себя лучше другого. А вот конспиролог во мне настойчиво видит в этом один из умелых инструментов превращения мыслящих людей в стадо потребителей. В вечно молодых чайлдфри, которые вбухают свою зарплату в новый айфон, запишутся на очередной гениальный тренинг по векторной психологии и всё так же, ни о чем не задумываясь, побегут дальше по жизни, проматывая ленты соцсетей. Потому что им не надо чувствовать ответственность ни за кого, не надо задумываться – а в каком мире, в какой стране, в каком будущем предстоит жить моему ребенку? И можно жить сегодняшним днем. И никогда не взрослеть.

Просмотров: 129 | Добавил: Эдауш | Теги: Олдос Хаксли, общество, литература, Светлана Сеничкина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]