«СЕМКА!
ПОСМОТРИТЕ ГОРОД…»
Заметки литературного следопыта
Семен
Кирсанов. Имя этого поэта, некогда гремевшее, почти незнакомо молодому
поколению читателей. Не особо оно памятно и луганчанам.
А
вместе с тем Семен Исаакович Кирсанов (1906-1972) имел короткое соприкосновение
с Луганском. Сюда его пригласил Владимир Маяковский в июле 1927 года при
случайной встрече в Харькове. Предложение было деловым. Владимир Владимирович
тогда сказал:
– Едемте
на Донбасс. Будете получать еду и два червонца за выступление.
Кирсанов
сразу же согласился. Ему, конечно, импонировало приглашение Маяковского,
признанного трибуна революции. К тому времени молодой поэт уже имел публикации
в московских журналах «ЛЕФ» и «Октябрь». В последнем номере широко известного
«ЛЕФа» (1925) были напечатаны сразу два стихотворения С.Кирсанова –
«Крестьянская – буденовцам» и «Красноармейская-разговорная».
Луганчанам
хорошо известно, что 27 и 28 июля 1927 года Маяковский провел два литературных
вечера в Луганске в помещении Народного дома (Клуба металлистов). Первое
отделение каждого вечера он вел сам, а вот во втором отделении на сцену вместе
с ним выходил и Кирсанов. «Луганская правда» писала тогда: «Во втором отделении
Маяковский и молодой поэт Кирсанов читали свои стихи и имели большой успех у аудитории».
Позже,
в поэме «Пятилетка» Кирсанов влюблено писал о Маяковском, вспоминая совместную
поездку в Луганск:
Донбасс –
окоп!
Масла
и газ!
Пород горючих
помесь,
Ясиноватая…
Луганск…
Макеевка…
Артемовск.
Желт
коксоварных
зарев
нимб,
весь горизонт
заполнивший,
я от Луганска
еду
с ним
на бричке
к темной полночи.
Восхищение
Маяковским, увлечение его творчеством сопровождало Кирсанова долгие годы.
Возможно, эти чувства к большому поэту по-настоящему закрепились у него именно
в Луганске.
Семен
Исаакович почему-то не выступил с воспоминаниями о своем старшем товарище по
поэтическому цеху в книге «В.Маяковский в воспоминаниях современников»,
вышедшей в 1963 году, хотя его имя в этом издании упоминается не раз. Но
оказалось, что мемуары о Маяковском Кирсанов все-таки написал. Они были
опубликованы газетой «Книжное обозрение» лишь в конце октября 1997 года. Их
короткая история такова. После смерти поэта воспоминания о Маяковском были
обнаружены в его бумагах и уже в «перестроечное» время переданы вдовой журналу «Огонек». Но публикация не
состоялась. Существует мнение, что ей воспрепятствовал главный редактор
еженедельника В.Коротич, который, видимо, не чувствовал актуальности
Маяковского в это «эпохальное» время. И только усилиям известного журналиста
Феликса Медведева, подготовленная к печати рукопись, сохранилась и лишь в
последние годы, ушедшего столетия, была опубликована.
Кстати,
в этих воспоминаниях Кирсанова есть короткие строки о пребывании Маяковского в
Луганске. В них заключены обрывки разговоров мастистого поэта, которые
сохранила память мемуариста:
«
– Семка! Идите погуляйте, посмотрите город, потом расскажите мне, а я попишу
(он писал «Хорошо!»).
– Вот я купил дивную курицу. Рвите ее за ногу.
Люблю есть первобытно. Прекрасное вино мускат. Пейте, а я выпью нарзанчику.
– Клопы! Какая гадость! У вас есть чистая
простыня? Я обложу ею матрац».
Как
ни парадоксально, но поэтическому росту Кирсанову помешало его новаторство в
стихосложении. Он творил свою поэзию, постоянно экспериментируя. Из-за этого в
его стихах всегда было мало чувств, пропадали естественность и лиризм. В свое
время это заметил интеллектуал революции А.Луначарский: «Если его увлечение
бутафорией пройдет, а одаренность останется, из него выйдет настоящий поэт», –
говорил он. Увы, этого не произошло в полной мере.
В
то же время, внутренне восхищаясь необычностью своих поэтических творений,
Кирсанов даже пытался, правда, безуспешно, бороться с М.Исаковским и
А.Твардовским, указывая на традиционность их манеры стихосложения. Всенародное
признание «Василия Теркина» его удивляло. Он считал, что написанное им в годы
войны «Заветное слово Фомы Смыслова, русского бывалого солдата» по поэтическому
слогу не уступает Твардовской книге про бойца и, мол, читатель в этом
непременно разберется.
Сам
Кирсанов был запоминающейся личностью. Вот как описал поэта уже зрелого по
возрасту один из его современников: «Невысокого, даже маленького роста,
державшийся исключительно уверенно, чтобы не сказать – самонадеянно. Тщательно,
хотя и несколько пестро, одевающийся. Очень живой, взрывной, эмоциональный».
Многие
поэты его недолюбливали. С ним воевал И.Уткин, зло ругался Я.Смеляков. Михаил
Светлов даже обидно поддел его в своем стихотворении «Отцы и дети». Упомянув в
нем о сыне Кирсанова из тургеневского «Дворянского гнезда», он написал:
Увы!
Не тот, поэт который,
А
тот, который дворянин.
Конечно,
в наши дни Семен Кирсанов, как поэт, своим творчеством, книгами остается во
многом интересен гурманам поэзии и литературоведам. Нам же. луганчанам, это имя
к тому же напоминает о коротком
пребывании в Луганске в июле 1927 года
поэта-трибуна Владимира Владимировича Маяковского. Возможно, и это когда-то
забудется…
|