ТАМАРА ЕНЕНКО
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ В ЖИЗНИ И
ТВОРЧЕСТВЕ Ю. А. ЕНЕНКО
В 21 век, объявленный веком гармонии и
духовности, особенно значима проблема экологии души, о которой так много писал
Юрий Алексеевич Ененко, врач, писатель, далевед, краевед, общественный и
государственный деятель. Наш край стал колыбелью высокой духовности. Как
прекрасно сказал львовский поэт Роман Лубкивский на празднике «Дни славянской
культуры на Луганщине»,- « В духовности вашего края есть два крыла – Даль и
Гринченко». К обоим великим именам причастен Юрий Алексеевич своими
исследованиями, а результатом стали его книги «Слово про Казака Луганского» и «Промінь добра».
Создание музея Даля в нашем городе,
первым которого на общественных началах стал Юрий Алексеевич; «далевские
четверги» в областном онкологическом диспансере, где он работал хирургом (1968 г.) серия телевизионных передач о Дале в
рубрике «Литературная карта луганщины»; пямятный знак Далю на территории
областного онкологического диспансера (1979г.), открывший там аллею
писателей-медиков ( Даль, Руданский, Чехов), улица Даля; далевские чтения,
набиравшие все большее число участников-стран СНГ, Болгарии; «Далева лавка» -
это события и дела, инициатором и участником которых был врач, далевед,
писатель – Юрий Ененко.
К теме Даля, Юрий Алексеевич пришёл еще в
студенческие годы. Работал лаборантом на кафедре паталаго-анатомии (заведующий,
доцент медицинских наук - Валентин Васильевич Нестайко).там же работала
лаборантом жена скульптора Ильи Пантелеевича Овчаренко, Дина Ивановна. Из её
разговоров, Валентин Васильевич и Юрий Алексеевич узнали о работе Ильи
Пантелеевича над скульптурным портретом Даля и заинтересовались, как краеведы.
В свою очередь, Овчаренко И. П. ещё в 50-е годы обратился к теме Даля в тесном
общении с семьёй Ивана Степановича Михалко, доцентом , преподавателем
старославянского языка Луганского педагогического института.( Иван Степанович
Михалко – муж сестры Дины Ивановны.) Дина ивановна Овчаренко проживает с детьми
в Киеве и присылала письмо-воспоминание о тех событиях. Первый этюд головы Даля
был передан кабинету языкознания педагогического института. Далее Илья
Пантелеевич Овчаренко уже не расставался с этим образом допоследних дней. Юрий
Алексеевич, будучи студентом 4 курса мединститута, в 1962 году, придя в
мастерскую Овчаренко, стал свидетелем завершения работы мастера над первым в
истории мирового искусства скульптурным портретом Казака Луганского. В 1963
года скульптура экспонировалась на республиканской выставке в Киеве и была
приобретена министерством культуры Украины.
Ю. А. Ененко вместе с В. В. Нестайко
продолжают и углубляют свои исследования жизни Даля. В. В. Нестайко
организовывает кабинет у себя на кафедре, посвящённый материалам о Дале,
найденных в архивах.
По окончании института, работая в
областном онкологическом диспансере, Юрий Алексеевич организует «Далевские
четверги», участниками которых, в большинстве случаев, становятся студенты
педагогического института и медицинского. Ровно через 120 лет, после закрытия
«четвергов» в Петербурге», они открылись в Луганске в 1968 году. Как пишет
журналист Л. Сериков из
газеты « Молодогвардієць», четвер ,25 січня 1968 р., каждый четверг, в 18:00( мы стараемся быть
такими же точными, как и наш земляк) перед копией скульптурного портрета Даля (
скульптор Овчаренко, Орлов, Бунин) зажигается свеча. Участник «четвергов»
рассказывает про новое, интересное, что узнали за неделю. Но красной нитью
проходит образ Даля….. некоторые ведут интересные переписки с ленинградскими
писателями, научными работниками Киевского музея изобразительных искусств.На
улице Юного Спартака, возле дома Даля, был когда-то сквер. Почему бы не сделать
на этом месте сквер-мемориал, где на небольшой площадке пред домом был бы
скульптурный портрет Даля, а вдоль дорожек сквера, на зелёном ковре полян
луганские скульпторы установили бы портреты деятелей культуры, искусства,
науки, имеющие отношение к Луганщине.
Например, портрет Гаршина, который
родился в Старобельске, Чехова. который отдыхал в Антраците и т. д. Материалы,
которые удаётся нам найти, мы воспринимаем. как фонд ещё несуществующего музея.
(интервью Ю. А. Ененко 1968г.)
После выхода на экраны советского
телевидения передачи из Луганска с Ю. А. Ененко о Дале (при организации её
сотрудником отдела культуры Светланы Алексеевны Шикиной) в журнале «Русская речь», на неё отзывается
из Москвы праправнучка В. И. Даля -
Станишева Ольга Владимировна, балерина в прошлом. Завязывается переписка
Ю. А. Ененко и Ольги Владимировны, которая предопределяет поездку в Москву Юрия
Алексеевича, писателя Валерия Васильевича Полуйко и сотрудницы краеведческого
музея. Именно тогда заходит речь о передаче семейного пианино Даля ( оно
находилось в политехническом институте) будущему музею Даля в Луганске.
Ольга Владимировна верила, что музей Даля
в Луганске будет и в одном из своих последних писем выражала желание быть
похороненной здесь. До открытия музея она не дожила, а вот пианино семейное,
является одним из ценнейших экспонатов музея. В августе 1979 года был
установлен бюст Даля на территории областного онкологического диспансера.
1981г.- к 180-летию Даля установлен
памятник на улице Даля. Создатели первого в истории культуры, памятник Даля
является лауреат государственной премии УССР им. Шевченко, заслуженный художник
УССР Овчаренко и скульптор В. Е. Орлов.
1986 год.- открыт музей Даля.
Юрий Алексеевич Ененко было сделано 23
публикации о Дале в местных и республиканских СМИ: Шевченковская научная
конференция 31 «Взаємини Шевченко і Даля через дослідження галереї
спільних знайомих»,»Галаган – общий знакомій Даля и Шевченко, «Даль и Украина»
( областная научно-практическая конференція; «Даль и Болгария», «Три апостола
славянской культуры»(4-е
далевские чтения), «Даль и Украина»(3-и далевские чтения; «Даль и украинская
культура».
Завершая экскурс в минулое о роли Даля в
жизни и творчестве Ю. А. Ененко, предлагаю отрывок вступительной статьи к книге
Ю. А. Ененко «Слово про Казака Луганского», вышедший в 1994 году, профессора
Луганского педагогического института И. М. Белогуба «Дар души и сердца».
С написанием Ю. А. Ененко книги о Дале,
закономерно возникает мысль, что не только в наши времена, значительная часть
интеллигенции разных профессий учавствовали в литературно-художественной, историко-литературной,
культурной работе. Педагоги, врачи, инженеры, люди других специальностей
работали в области культуры.
Ю. А. Ененко, врач по профессии, в полной
мере отражает эту прекрасную традицию отечественной интеллигенции, которая не
имея специальной филологической подготовки, по велению сердца систематически
работает в литературно-критической области, добиваясь надлежащей
компетентности, не уступает специальным научным исследованиям. Неординарность
автора, его глубокая заинтересованность
к родному языку и литературе, стремление быть активным в обогащении
духовности, заслуживает уважения к его работе, исполненной за сферой служебных
обязанностей, за счёт часов, дней, недель своего личного времени, никем и ничем
некомпенсированного. Всё это заслуживает уважение и благодарность тех, кому
этот дар души и сердца адресован.
Слова Богдана Васильевича Пастуха,
почётного председателя «Просвиты», краеведа, писателя, библиофила, при вручении ему медали Даля по случаю
празднования 200-летия Даля, сказанные в украинском театре слова: «Не было бы
Ененко, не было бы музея Даля». Исключив категоричность высказывания Богдана
Васильевича, следует признать их справедливость.
Зав. кафедрой социальной медицины,
организации и экономики охраны здоровья Луганского медуниверситета, член
благотворительного фонда им. Ю. А. Ененко .Бесполудина Галина Васильевна так
подытожила жизнь Юрия Алексеевича: «Настоящие мастера- те, кто выбрал делать
Жизнь, а не деньги! Как Юрий Алексеевич и как многие другие, создающие и
берегущие её «Величество Жизнь».
Закончить эссе хочется словами Ю. А.
Ененко из телепередачи о Владимире Ивановиче Дале: «Прощаясь, я напомню, о чём
уже говорил… как даль толкует понятие нравственный человек: согласный с
совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и
чистого сердцем гражданина. Последуем же этому принципу.
|